Невозможность выдачи микрофинансовыми организациями займов под залог имущества

 

С 01.11.2019 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон 151-ФЗ) о невозможности выдачи микрофинансовыми  организациями займов под залог имущества.

Так, согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Закона 151-ФЗ микрофинансовая организация не вправе выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) микрофинансовой организации, предоставляющей заем, является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование):

а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя по такому займу;

в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица - залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

При этом под микрофинансовой организацией Закон № 151 - ФЗ понимает юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом № 151 - ФЗ. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Нарушение указанного запрета является основанием для приостановления государственной регистрации ипотеки в соответствии положениями статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Однако если документы, предоставленные на государственную регистрацию ипотеки в отношении предмета залога свидетельствуют о том, что займ микрофинансовой организацией предоставлен физическому лицу -индивидуальному предпринимателю («самозанятому» гражданину) в связи и для целей осуществления им предпринимательской деятельности, государственная регистрация такой ипотеки возможна.

 


 

 

Изъятие земельного участка для муниципальных и государственных нужд

 

Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) (пп. 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ).

В соответствии со статьей 56.3, "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования;

2) утвержденными проектами планировки территории.

Согласно статьи 279 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

 Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

 Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

  


 

 

Взаимодействие Росреестра с МФЦ

 

Создание многофункциональных центров (МФЦ) на территории Томской области обусловлено проведением в Российской Федерации административной реформы, одной из целей которой является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Появление МФЦ существенно упрощает процедуры и сокращает сроки получения гражданами и юридическими лицами массовых государственных и муниципальных услуг.

МФЦ уполномочен на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Получение услуг происходит по принципам: прозрачность процесса, отсутствие длительных очередей и экспертная помощь в жизненных ситуациях квалифицированными специалистами МФЦ.

       Особенности представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в МФЦ установлены Соглашениями о взаимодействии, заключенными между территориальными органами Росреестра и многофункциональными центрами. Управлением Росреестра по Томской области, Филиалом «ФКП Росреестра» по Томской области и Областным МФЦ утверждена схема взаимодействия межу названными учреждениями.
       Срок передачи МФЦ принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в Росреестр не должен превышать один рабочий день.
      Возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов. В случае, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, то в течение трех рабочих дней по истечении вышеуказанного срока.
      При наличии в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав указания о выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав через МФЦ, Росреестр обязан передать документы в МФЦ для выдачи заявителю (его представителю). Порядок и сроки передачи Росреестром таких документов через МФЦ определяются Соглашением о взаимодействии, но они не должны превышать один рабочий день со дня осуществления государственной регистрации прав или кадастрового учета.

 


 

 

 ФГИС ведения реестра недвижимости позволяет в онлайн режиме получать сведения из ЕГРН

 

Федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) объединила базы данных Государственного кадастра объектов недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в единый информационный ресурс.

ЕГРН является на сегодняшний день сводом систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на него, основаниях возникновения права, правообладателях и иных предусмотренных законодательством сведений.

Благодаря внедрению ФГИС ЕГРН по всей стране стало возможным оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.

Сведения из ЕГРН в электронном виде можно получить на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через различные электронные сервисы. Это единственный источник достоверной информации об объектах недвижимости.

Способы получения сведений из ЕГРН в электронном виде:

- путем заполнения формы запроса, размещенной в разделе «Государственные услуги – Получить выписку из ЕГРН»;

- в «Личном кабинете правообладателя» на сайте Росреестра (для получения доступа к сервису необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале госуслуг);

- через ФГИС ЕГРН в разделе «Государственные услуги – Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН» (для использования сервиса необходимо через «Личный кабинет» на официальном сайте Росреестра сформировать ключ доступа);

- сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», с помощью которого можно в режиме реального времени бесплатно получить справочную информацию по объекту недвижимости, в том числе о кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости, а также о наличии зарегистрированных прав и ограничений на объект недвижимости.

Выписка из ЕГРН онлайн готовится в течение трех рабочих дней со дня получения запроса.

Данные ЕГРН в электронной форме заявитель получает в виде файла в формате XML, созданного с использованием XML-схем. Такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью Росреестра. В соответствии с законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи», электронная выписка из ЕГРН равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной должностным лицом органа регистрации прав и заверенной печатью.

 


 

 

Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов

 

Особенности осуществления регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта предусмотрены статьей 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации). В частности, установлено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права, осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав. В качестве одного из оснований для регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации).

Таким образом, представленный на государственную регистрацию судебный акт должен иметь отметку о вступлении его в законную силу.

Особое внимание заслуживает момент возникновения права собственности на основании судебного решения у заинтересованного лица. Право, установленное решением суда, возникает с момента, определенного решением. Если момент возникновения права не указан в решении, то права на недвижимость возникают по общему правилу, с момента государственной регистрации.

Принятие судом решения в пользу заинтересованного лица не избавляет его от дальнейшей необходимости обратиться в регистрирующий орган и предоставить для регистрации необходимые документы. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения ЕГРН. Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

Очевидно, что к таким сведениям относятся сведения об объекте, о субъекте-правообладателе и о праве на объект. Так, описание недвижимого имущества (площадь, кадастровый номер, местоположение) должно соответствовать описанию в технических документах, чтобы государственный регистратор мог однозначно идентифицировать объект недвижимости.

Судебный акт может являться основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения имеющихся записей в ЕГРН.

В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3 ст. 58 Закона о регистрации).

Исключение составляют судебные акты, которыми непосредственно на орган регистрации прав возложена обязанность произвести те или иные регистрационные действия, например, о признании решения, о приостановлении или об отказе в проведении учетно-регистрационных действий незаконными и об обязании регистрирующего органа осуществить указанные действия. Такие акты имеют для регистрирующего органа исполнительный характер и подлежат немедленному исполнению.

По результатам разрешения спора о праве на недвижимость, судами выносятся акты в рамках искового производства по гражданскому делу, без возложения на орган по регистрации прав каких-либо обязанностей.

Обращаем внимание, что решение суда в отношении прав на недвижимость, например о признании права собственности на объект недвижимости или о признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности не означает «автоматического» исполнения решения суда органом регистрации прав.

В этом случае заинтересованное лицо должно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации прав, представив вступивший в законную силу судебный акт, а также иные документы, в случае необходимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации (в форме документов на бумажном носителе, либо в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо почтовым отправлением).

 

 

Просмотров: 2240
Источник: Управление Росреестра по Томской области